Статьи и новости

Постановка звука “л”: методы и рекомендации

Принято считать, что детям сложнее всего научиться выговаривать звук “р”. В этом есть доля правды, но на самом деле самый хитрый звук - это “л”.

В этой статье Анна Чепик, руководитель логоцентра “Чудо-Школы Умница”, объясняет, почему так важно обратить внимание, правильно ли ваш ребенок выговаривает звук “л”.

Обычно звук “л” в детской речи появляется в возрасте 3-5 лет и может не требовать коррекции, если у ребенка нет никаких речевых проблем. А вот причины нарушений произношения могут быть самые разные, начиная от слабости и неправильного строения уздечки и заканчивая плохим речевым слухом. Также на речь влияют последствия родовых травм, задержка речевого и психического развития и много других обстоятельств. Очень важно вовремя выявить, что у вашего ребенка есть речевые проблемы. Первая серьезная логопедическая диагностика обычно проводится в 4 года, а к 6 годам все звуки должны быть правильно поставлены.

Коварство неправильного произношения звука “л” еще заключается и в том, что оно “тянет” за собой неправильное прочтение слова и его написание. Соответственно, дети, у которых звук “л” не поставлен, будут испытывать трудности с обучением уже в первых классах начальной школы. Более того, нужно помнить, что на коррекцию произношения звука “л” уходит гораздо больше времени, чем на другие звуки.

Как я уже сказала, первую комплексную диагностику речевого развития надо проводить в 4 года и сразу составлять план по исправлению звуков, если у ребенка есть проблемы.

В первую очередь логопед проверяет длину подъязычной уздечки и тонус мышц кончика языка. Порой достаточно скорректировать эти два параметра, и качество произношение звука “л” улучшается самостоятельно и не требует дополнительных занятий с логопедом. Во всех остальных случаях проводится комплексная работа, которая состоит из упражнений на расслабление языка, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Сначала ведется работа над артикуляцией мягкого звука, а потом твердого. По опыту нашего центра могу сказать, что индивидуальные занятия эффективнее групповых.

Важно обратить внимание и на подготовку к постановке звука “л”. Желательно ее делать регулярно и самостоятельно, то есть вместе с родителями дома. Также эти упражнения проводятся вместе с логопедом перед началом занятия и могут включать в себя:

  • “лошадку” - детей просят поцокать языком, при этом рот немного приоткрыт, а нижняя челюсть неподвижна;
  • “грибок” - заднюю часть языка нужно прижать к верхнему небу, чтобы уздечка немного натянулась;
  • “леденец” - облизываем верхнюю губу сверху вниз широким языком, постепенно увеличивая скорость и добавляя звуки “бл-бл-бл”. Нижнюю губу оставляем неподвижной.
  • “качели” - делаем широкую улыбку и касаемся кончиком языка заднюю поверхность сначала верхних передних зубов, а потом нижних.
  • “гамак” - касаемся кончиком языка передних зубов и выгибаем язык подобно гамаку и удерживаем его в таком положении несколько секунд.
  • “чистка зубов” - сворачиваем язык в трубочку и “чистим” им зубы, касаясь щек.

Все упражнения желательно выполнять с 5-10 повторами.

Методы постановки звуков выбирает логопед индивидуально - в зависимости от результатов диагностики: есть механический способ, подражание, от других звуков и так далее. Все они дополняются артикуляционной и дыхательной гимнастикой, а также автоматизацией произношения.

Не забываем и про домашние задания, а также улучшение речевого слуха. Этим можно и нужно заниматься дома даже вне зависимости от того, есть ли у вашего ребенка проблемы с произношением звуков. Например, можно произносить слова с разной громкостью, читать сказки по ролям, где герои должны говорить голосами с разной интонацией. Показывайте ребенку картинки с предметами на букву “л”, названия которых звучат по-разному. Пускай он пробует их назвать, постепенно увеличивайте скорость. Не забываем и про старый добрый метод тренировки речи - скороговорки. Ниже несколько самых популярных.

  • Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
  • Наш Полкан попал в капкан.
  • Съел Слава сало, да сала было мало.
  • В Луку Клим луком кинул.
  • Палку толкал лапкой Полкан.
  • У елки иголки колки.
  • Колпак - под колпаком, под колпаком - колпак.
  • Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
  • Иван - болван молоко болтал, да не выболтал.
  • Маленькая болтунья молоко болтала да не выболтала.
  • Козел-мукомол кому муку молол, а кому не молол?
  • От того, кому молол, получал пироги; От того, кому не молол, получал тумаки.
  • Около кола - колокола, и на колах - колокола.